Circuit bending - искусство создавать ломая!


 

circuit bending - замыкание (изменение) цепей (электрических) или, как литературно перевёл один товарищ - "метод тыка". Это особый вид дилетантизма в diy сфере создания электронных музыкальных инструментов. Зародился этот метод в 60-е годы XX-го века, когда некий музыкант Рид Газала (http://www.anti-theory.com/), не имея средств купить себе электронные муз. инструменты, начал пытаться сделать их себе сам из примитивных звукоиздающих приборов - гитарных усилителей и радиоприёмников. С электротехникой Рид был знаком весьма посредственно и единственным методом его работы было беспорядочное тыканье и замыкание разных контактов на схеме аппаратов... Результаты не заставили себя долго ждать - поднабравшись немного опыта в этом нехитром деле, Рид переключился на всевозможные игрушки, детские синтезаторы и прочую электронную муть, издающую примитивные в музыкальном отношении звуки и завалившую прилавки американских "детских миров" в 70-е. Давольно быстро Газала разобрался что к чему - что именно стоит трогать чтобы аппарат не сгорел, а издал нужный глитч или просто дикий нойз, и с тех пор он стал "профессиональным дилетантом" в музыкальной электронике, разламывая примитивные синтезаторы Casio и обучающие компьютеры Speak and Spell пачками. На его сумасшедшие девайсы появился спрос. Людей всё больше увлекала уже не академическая, а скорее панковская нойз сцена. На все "бенды" - тоесть модификации, Рид ставил тумблеры (кнопки, переменные резисторы), сами игрушки перекрашивал, расписывал, впаивал лампочки, аудио-выходы - короче делал всё, чтобы создать контролируемый в музыкальном отношении инструмент и, конечно же, эстетику хакерских девайсов. Нойз сцена расцветала!

одно из творений самого Рида

Вобщем пародоксальность явления, которое захлестнуло меня несколько лет назад заключается в том, что Circuit Bending это искусство контролируемой поломки! Все парни (да и многие девчонки) в детстве обожают ломать элетронику - внутри столько цветных проводков, забавных деталек и прочей весьма интересной лабуды. Как правило, таких манипуляций детскими ручками девайсы не выдерживали... Да и не поощрялось это ни кем - "ломает аппаратуру - пускай идёт в кружок паять транзисторное радио, а потом сдадим его учиться на электрика" и никакого хакерства! Вобщем и сам образ "советского электронщика" всегда отпугивал меня (да и не только меня кажется) - они такие все серьёзные блин - транзисторы-резисторы, чтоб их!! "Метод тыка" предлагает нам взрослую альтернативу - разобрать девайс (старый синтезатор, гитарную педаль, драм-машину или просто игрушку), замкнуть там пару контактов, поставить переключатели, которые те самые "бенды" врубают, а потом собрать обратно, насверлить дырок и готово - контролируемая поломка. То есть мы ломаем создавая или даже создаём ломая - фантастика!!! Но главное даже не это, а ЗВУКи!!! именно ради них эти старания.

прокаченная сега-мега

Уже лет 5 я коллекционирую синтезаторы (ну и пускаю в дело естественно), и постоянные поиски новых звучаний привели меня к Circuit Bent деятельности. Сперва я просто покупал сделанные другими персонажами хэнд-мэйд девайсы, потом стал сам взламывать простенькие игрушки, сейчас это уже мой постоянный вид деятельности, который даже сам себя окупает и иногда приносит дивиденды. Многие приборы подвергнувшись такой хакерской взломке начинают вести себя возмутительно круто, издавая тонны интереснейших звуков. При этом можно комбинировать сразу несколько извлечённых микросхем в одну, добавлять туда свои детали - вобщем фантазиям нет предела!!! Многие "ломатели" хороших вещей (в том числе и я) любят переставлять схемы из игрушек(и проч. девайсов) в новые корпуса, отходя от некой панк эстетики в сторону приверженцев создания "стэндэлон" diy звуковых девайсов. Некоторым же наоборот по кайфу скакать с "нойз-медведями" по сцене всем слушателям вынося мозг адскими игрушками.

мини джем из 4-х моих робосинтов

Постепенно, c накоплением опыта, дилетантизм становиться весьма условным, но остаётся ключивым условием философии создания таких аппаратов - примерно как у художников "притворяющихся" детьми. Такой подход позволяет создать что-то новое, не засоряя себе голову ненужными знаниями в электронике - наивный взлом (условно), используемый как серьёзный метод с целью получения новых звучаний, а не движимый детским любопытством.

Японский аппаратчик Kaseo и его 12 Пикачу

Ещё одним важным моментом является сохранение первоначальных свойств девайса. Многие приборы, идущие "под нож", часто внушительно стоят или весьма ценны в музыкальном отношении - гитарные педали, драм-машины, синтезаторы и т.д. Поэтому особое мастерство -  это не угробить девайс, а лишь сделать его более функциональным - заставить работать по-новому, нестандартно, но с возможностью вернуться в прежнее состояние (удаёться это конечно не всегда).

моя circuit bent модулярная система

На Западе Circuit bending стал общепризнаным методом достижения необычных lo-fi звучаний. Список музыкантов так или иначе использующих такого рода девайсы безграничен. Псевдо сircuit bending используеться серьёзными фирмами занимающимися разработкой необычной музыкальной аппаратуры - в особенности модулярных синтезаторов. На подобных девайсах записываются тонны музЫк, а в США проводится ежегодный Bent Fest - главный съезд муз. хакеров, проходящий на обоих побережьях страны. Многие мини-фирмы предлагают модифицировать старые драм-машины и синтезаторы на заказ. "Метод тыка" пролез в Video и Soft среду, где весьма процветает...

Circuit bending стал для меня более чем просто хобби! Я записал альбом используя исключительно самодельный синтезатор, начал делать девайсы на заказ - невероятное удовольствие услышать на концерте или записи аппарат созданный, своими руками. И всё это при том, что я лет до 20-ти паяльник в руки ни разу не брал. Вобщем вдохновляющие занятие.

прокаченный мною Speak and Math

"What is Circuit bending"

Культовые девайсы подвергающиеся препарации:

Casio Sk-1 - великая 8-ми битная семплерная клавиатура из 80-х.

Speak and Spell (Speak and Math, Speak and Read) - знаменитые обучающие компьютеры американской фирмы Texas Instruments.

Furby

Roland tr-505 (как и остальные семпл-базед барабанилки 80-х прекрасно поддаётся креативному слому)

Отечественные сообщества "Вконтакте" посвященные теме:

http://vkontakte.ru/club4913519

http://vkontakte.ru/club9439885

http://vkontakte.ru/club9494763


©by ::vtol:: 2009










Сайт управляется системой uCoz